В Европе, колыбели использования природного газа на транспорте, неуклонно продолжается рост парка автомобилей на метане. Промышленные предприятия, национальные ассоциации и Европейская газомоторная ассоциация - все работают на одну цель, определенную Европейской экономической комиссией ООН: заместить к 2020 году до 10 процентов моторного топлива природным газом. В большей или меньшей степени, но прогресс отмечается во всех странах старого света. Как всегда, первой следует назвать Италию - страну, которая неизменно держит первое место по количеству метановых машин, заправочных станций, объемам природного газа, продаваемого автомобильному транспорту и числу новых газобаллонных моделей в серийном производстве. Главным "врагом" метана на Апеннинском полуострове в настоящее время является дизельное топливо. Низкие цены на этот вид топлива и развитая инфраструктура заправок создают серьезную угрозу приросту потребления природного газа в ближайшие 10 лет. Однако эта тенденция может скоро измениться. Свидетельством тому начало продажи нового автомобиля на природном газе Fiat Ducato и появление в ближайшем будущем новых газовых моделей Volvo и Opel. Германия, традиционный экономический локомотив Европы, является вторым двигателем перевода транспорта на природный газ. В стране продолжается планомерная работа по строительству 1000 АГНКС; 300 из них уже находятся в эксплуатации. В России и Украине также отмечается рост продаж природного газа автомобильному транспорту и увеличение парка газобаллонных машин. Продолжается работа по соединению европейских столиц "голубыми коридорами", по которым большегрузные автомобили и автобусы от Москвы до Рима и Берлина будут ездить на природном газе. На 11 заседании Правительственной комиссии по газомоторному топливу, прошедшему в Газпроме 3 сентября, принят проект Концепции по использованию природного газа на транспорте. Концепция включает в себя три этапа. I этап (2003 - 2005 г.г.) - предусматривает увеличение парка метановых автомобилей до 65-70 тысяч единиц и строительство 10-12 новых АГНКС; II этап (2006 - 2010 г.г.) - 120-140 тысяч ГБА и 200-210 новых АГНКС; III этап (2011 - 2020 г.г.) - наращивание парка ГБА до 1 млн. ГБА. Во Франции на природном газе уже работают 1000 и заказано еще более 1500 автобусов. В половине городов, в каждом из которых проживает более 200 тысяч человек, уже есть АГНКС. Все автомобильные заводы Франции выпускают газовые модели автомобилей. Этот процесс развивается. Сегодняшняя задача заключается в том, чтобы сделать использование природного газа удобным и привлекательным для частных автовладельцев. Аналогичная картина наблюдается в Испании и в Португалии, где в мае 2003 г. пройдет очередная конференция Европейской газомоторной ассоциации. В Голландии разработана программа перевода на природный газ 800 тысяч автомобилей. Для их заправки планируется развернуть сеть АГНКС, насчитывающую 700 АГНКС производительностью 1,5 млрд. кубических метров газа в год. Это позволит заместить на внутреннем рынке 10 процентов нефтяного топлива природным газом. В Швейцарии началось широкое общественное движение за снижение цен на природный газ для автотранспорта. Пока в этой стране самые высокие в Европе цены. Как уже было отмечено феномен природного газа для автомобилей в большей или меньшей степени наблюдается во всех странах Европы. Европейская газомоторная ассоциация без устали работает над тем, чтобы оказывать поддержку промышленности и национальным ассоциациям. На повестке дня наиболее мощных региональных ассоциаций много задач. Включая продолжение работы с ЕЭК ООН, поддержку "Рабочей группы 2020 года" и разработку новых подходов. К таким подходам можно отнести: продвижение природного газа для использования на автомобильном транспорте аэропортов; перевод на природный газ крупных автотранспортных компаний; развитие сети АГНКС; проведение активной рекламы; продолжение программы "Чистые города", предусматривающей широкое внедрения природного газа на муниципальном общественном транспорте. Следует упомянуть о создании Европейского газомоторного института для представителей компаний и частных лиц, Академического газомоторного совета, в который вошли представители университетов стран-членов Европейской ассоциации. Продолжается работа по гармонизации национальных правил и норм. По-прежнему актуально сотрудничество с автомобильными компаниями и их дистрибьюторами. Промышленность должна выпускать больше метановых моделей. На конгрессе в Вашингтоне состоится обмен опытом, фактами, проектами. В фокусе будет и Европа, и остальной мир. Эта работа будет продолжена и в Рио-де-Жанейро на ExpoGNVRio 2003, и на 9-ой Конференции NGV2004, и в Буэнос-Айресе на 4-ой конференции ExpoGNC. Клаудио Кохан
|